Основы функциональной грамотности

Инновационная образовательная практика информационного тренинга разработана И.Н.Кондратьевой и Д.Д.Рубашкиным (Санкт-Петербург)

Выступление Д.Д, Рубашкина на конференции EdExpo (СПб, 2018)

Мастер-класс И.Н. Кондратьевой 

Цель информационного тренинга – формирование и развитие навыков и умений (skills,abilities), основанных на работе с различными источниками информации. В разных терминологических системах для обобщения данных характеристик могут использоваться понятия: смысловое чтение, функциональное чтение, функциональная грамотность, информационная грамотность, информационная компетентность и пр.

Образовательная задача тренинга – не проверка знаний, а тренировка способности выполнять требуемые действия с информацией. Как правило, все необходимые для выполнения сведения содержатся внутри задания.

Процедура тренинга реализуется как выполнение последовательности разнотипных и разноуровневых заданий.

В проекте "Учим учиться" целевой группой являются учащиеся начальной школы, однако практика информационного тренинга носит универсальный характер и может использоваться для решения различных образовательных задач. У создателей практики уже накоплен опыт разработки тренинговых программ для различного возраста и с различным предметным содержанием.

Каждое задание предполагает необходимость выполнения трех ключевых действий: считывание информации с источника, анализ и сжатие информации (выделение существенного в данном контексте), преобразование в требуемый формат.

Алгоритм выполнения заданий (ReACT)

Типология заданий основана на трех координатах:

  • исходный формат: текст, изображение, таблица, звук, видео;

  • конечный формат: текст, изображение, таблица;

  • учебное действие: выбрать из альтернатив, раскрасить, вписать, положить на нужное место и т.д.

Все задания выполняются в электронной форме, действия пользователя фиксируются и проверяются компьютером. По итогам выполнения задания формируются следующие индикаторы: бинарная оценка (выполнил/не выполнил), количественная оценка с учетом таких параметров, как время выполнения, число попыток, использование подсказок и пр.

Создается также подробный отчет, в котором фиксируются все действия, совершенные в процессе выполнения заданий. На основе отчета педагоги, психологи, аналитики могут диагностировать конкретные дефициты навыков и умений, а также рекомендовать определенные типы заданий для компенсации выявленных проблем в ходе последующего тренинга.

В 2017/18 учебном году подход проходил апробацию в школе №21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Ваши вопросы, наши ответы